Что такое штрих-код и зачем он нужен?

Штрих-код (штрихкод, штриховой код, бар-код, barcode/bar code) - пожалуй, самая распространенная технология автоматической идентификации (распознавания) информации на изделиях и других предметах, где это необходимо.


По средствам считывания штрих-кодов происходит автоматическое распознавание и расшифровка информации, закодрованной в них, далее идет ее передача и сохранение, чаще всего в товароучетную систему (например - 1С). Штриховые коды позволяют быстро и точно считывать и передавать информацию о тех предметах, которые нуждаются в учете и контроле. Это может быть продукция или товар, которую вы производите, закупаете и продаете, приобретаете оптовыми партиями и фасуете, проводите инвентаризацию на предприятии и т.д.


Множество современных изделий оснащаются штрих-кодами на самой упаковке в заводских условиях, но часто есть потребность наносить свои штрих-коды на готовые изделия - не важно, являетесь ли вы производителем или осуществляете продажу готового продукта. Самый удобный и доступный способ нанесения своих штрих-кодов - самоклеящиеся этикетки, на которых он предварительно печатается. Они очень легко приклеиваются, существуют разные типы этикеток под различные поверхности и условия хранения (о типах этикеток см. отдельную статью - ), таким образом свой идентификатор в виде бар кода можно нанести практически на что угодно - коробки, тюбики, конверты, упаковки, книги, различную фурнитуру, металлические детали, продукты и т.д.

Для печати штрих-кодов на производствах, магазинах, складах могут использоваться принтеры этикеток различного класса и весы с печатью.


Интересный исторический факт

Задумка о внедрении графической идентификации продуктов появилась в середине 20-го века. Реализацию системы однуму из создателей, Вудланду, подсказала азбука Морзе: первый штриховой код он начертил из песка на берегу. Позже он писал: «Я только расширил точки и тире вниз и сделал из них узкие и широкие линии». Чтобы считывать полученные штрихи, использовали технологию оптической звукозаписи, использовавшуюся в киноиндустрии. Речь идет, конечно же, о обычном линейном штрих-коде.

Первая покупка с использованием штрих-кода была совершена в супермаркете Marsh (штат Огайо) в 1974 году, это была пачка жевательной резинки компании Wrigley.   


Виды штрих-кодов

Преже всего штрих-коды принято разделять на 1D (одномерные, они же линейные) и 2D (двухмерные)


Линейные штрих-коды (1D)

Штриховой код состоит из прямоугольных линий (штрихов) и пробелов между ними различной ширины, в которых зашифрована буквенно-цифровая информация. Вмещает в себе наименьшее кол-во информации, как правило это цифровой код, артикул товара, серийный номер и т.д. Впрочем, за частую этого достаточно, чтобы сопоставить информация с базой данных, поэтому данные штрих-коды наиболее распространены. К томуже за счет простоты данный штрих-код легче считать, даже если его часть повредится.

Распространенные виды линейных штрих-кодов: EAN (EAN-8 - 8 цифр, EAN-13 — 13 цифр), UPC (UPC-A, UPC-E), Code56, Code128 (UPC/EAN-128), Codabar


Двухмерные штрих-коды (2D)

Были разработаны для кодирования большого объёма информации. Расшифровка таких кодов проводится в двух измерениях (по горизонтали и по вертикали). 2D-коды имеют вид прямоугольника с множеством черных квадратов на светлом (белом) фоне, не редко с дополнительными графическими элементами в зависимости от типа. Вмещают гораздо больший объем информации нежели обычные линейные, в такой штрихкод можно вместить информацию с визитки, характеристики или состав товара, паспортные данные и т.д.

Выделяют многоуровневые бар коды (stacked) и матричные (matrix). Многоуровневые штрихкоды появились ранее, и представляют собой поставленные друг на друга несколько обычных линейных кодов. Матричные  более плотно упаковывают информационные элементы по вертикали.

Популярные виды двумерных штрихкодов: QR-code (QR-код), Data Matrix, PDF417, Aztec Code, MaxiCode, Microsoft Tag.

Для считывания таких кодов может использоваться сканер двухмерных штрих-кодов (2D-сканеры), терминалы сбора данных (ТСД) с соответствующим считывателем 2D-кодов, а также современные мобильные телефоны с камерами. 


Штрихкодирование товара в современном мире представляет собой сравнительно простую технологию, доступную для внедрения большинству предприятий. Сбор данных ручным методом всегда обходится компании дороже - на это тратится больше времени, а точность учета при этом оставляет желать лучшего. Таким образом, внедрение штрихкодирования товара положительным образом влияет на функционирование компании, повышая и упрощая точность учета и распределения продукции, ускоряя связанные с этим бизнес-процессы и минимизируя человеческий фактор в работе.


Компания optpart осуществляет поставки полного спектра продукции для внедрения и поддрежания системы штрих-кодирования на предприятиии - принтеры этикеток, сканеры штрих-кода, терминалы сбора данных, самоклеящиеся этикетки различных размеров и типов.